Руский Беларускi

Аддзел адукацыi, спорту і турызму адмiнiстрацыi Кастрычнiцкага раёна г.Вiцебска

Аддзел адукацыi, спорту i турызму Адукацыйная сетка Органы апекі і папячыцельства Iннавацыi ў адукацыi Метадычная работа Адораныя навучэнцы Спартыўныя мерапрыемствы Аздараўленне Выхаваўчая i iдэалагiчная работа Бяспека жыццядзейнасці Прафарыентацыя Бібліятэка ВМК

Галоўная

 

Система образования Октябрьского района г.Витебска

Педагогические коллективы 51 учреждения образования района работают над реализацией образовательных запросов 10 750 учащихся и 5 897 воспитанников. Данная сеть в полной мере отвечает запросам и потребностям воспитанников и учащихся и их законных представителей в обеспечении вариативности получения качественного образования на всех его уровнях.

2 гимназии;
12 средних школ;
1 вспомогательная школа;
1 детский дом;

35 учреждений дошкольного образования (30 яслей-садов, 2 детских сада, 1 дошкольный центр развития ребенка, 1 специальный детский сад, 1 санаторный ясли-сад).

 

Добиться высокого качества организации образовательного процесса возможно только при наличии высококвалифицированных кадров, заинтересованных в результатах своего труда.

В учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования района осуществляли 2 185 педагогических работников, из них 6 человек (0,3%) имеют квалификационную категорию «учитель-методист», 596 (27,3%) – высшую квалификационную категорию, 694 (31,8%) – первую, 322 (14,7%) – вторую, 567 педагогов (25,9%) – без квалификационной категории.

Также в учреждениях образования Октябрьского района работают: 4 кандидата наук, 50 педагогических работников, имеющих академическую степень магистра.

Совершенствованию научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования, внедрению результатов научных исследований, инновационных достижений в массовую практику способствуют экспериментальная и инновационная деятельность.

В 2016/2017 учебном году в учреждениях образования района действовали:

1 экспериментальная площадка Министерства образования Республики Беларусь,

7 инновационных площадок Министерства образования Республики Беларусь, 

14 областных и 8 районных творческих (исследовательских) площадок.

В целом проектной деятельностью было охвачено 64% учреждений общего среднего и 49% учреждений дошкольного образования.

В учреждениях образования Октябрьского района сформирована необходимая образовательная среда, а именно: кадровые, материально-технические и учебно-методические ресурсы, позволяющие в комплексе обеспечить качественное образование на всех его уровнях.  

 

Дошкольное образование имеет статус первого уровня основного образования, является одним из важных направлений социальной политики государства.

Проводится системная работа по охвату детей с полутора до шести лет дошкольным образованием. Государственные социальные стандарты в данной области выполняются в полном объёме. Обеспеченность местами в учреждениях составляет 92% (республиканский норматив – 85%).

Осуществляется 100% охват детей дошкольного возраста мероприятиями по подготовке к школе.

Сохраняется доступность дошкольного образования через развитие новых форм работы, расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения образования. Функционирует модель «Материнская школа» на платной основе, которая включает в себя группу совместного пребывания родителей и детей, консультативный пункт и домашний патронаж.

Обеспечивается право детей на получение образования на родном языке как вариант дифференцированного подхода к организации образовательного процесса.

Постоянное совершенствование системы медико-психолого-педагогического сопровождения, условий пребывания детей в учреждениях дошкольного образования, применение здоровьесберегающих технологий и методик позволило добиться стабильных результатов по снижению детской заболеваемости, которая составляет 4,1 дня.

Созданы специальные условия для проведения профилактических оздоровительных процедур. Большое внимание уделяется психическому здоровью воспитанников.

Функционирует 17 санаторных групп для 358 воспитанников (ясли-сад № 72, ясли-сады №№ 41, 62).

Оборудованы:
1 спелеокомната (санаторный ясли-сад №72);
4 физиотерапевтических кабинета (ясли-сады №№ 41, 62, 72, ДЦРР № 5);
2 массажных кабинета (ясли-сад № 62, ДЦРР № 5);
1 сауна (ясли-сад № 41);
5 фитобаров (ясли-сады №№ 25, 39, 45, 70, 72);
7 бассейнов (ясли-сады №№ 39, 45, 41,70, 72, детский сад № 25, ДЦРР № 5);
27 физкультурных залов и 8 музыкально-гимнастических залов (совмещенных);
30 кабинетов для оказания психолого-педагогической помощи.

 

Организуется рациональное и сбалансированное питание. В 2017 году выполнение натуральных норм составило 95%.

В своей работе педагогические работники учреждений дошкольного образования используют передовые педагогические технологии и методики.

Методика «Обучение детей дошкольного возраста чтению, математике и письму с использованием пособий Н.А. Зайцева»;
методика художественного воспитания, обучения и развития И.А. Лыковой «Цветные ладошки» по формированию эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности;
занимательные игровые пособия «Палочки Х. Кюизенера» и «Блоки З. Дьенеша» по развитию элементарных математических представлений;
методики музыкального развития детей Т.А. Боровик;
игровая продуктивная технологию Л.С. Ходанович;
игровые пособия В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина.

Таким образом, система дошкольного образования района продолжает активно развиваться и впереди еще немало перспектив.

 

Для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) в районе функционирует дифференцированная сеть учреждений и структур специального образования: вспомогательная школа № 26, специальный детский сад № 25 «Родничок», специальные группы и классы, классы интегрированного обучения и воспитания, пункты коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП). Охват детей специальным образованием и коррекционной помощью составляет 100%.

Условия для обучения детей с ОПФР созданы во вспомогательной школе № 26 и десяти учреждениях общего среднего образования, а также в специальном детском саду  № 25 и 28-и учреждениях дошкольного образования.

Обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью (вспомогательная школа № 26);
2 специальных класса для детей с трудностями в обучении (средняя школа № 6);
22 класса интегрированного обучения (средние школы №№ 3, 5, 6, 11, 44);
10 пунктов коррекционно-педагогической помощи (средние школы №№ 3, 4, 5, 6, 10, 11,22, 30, 34, 44); 
6 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 2 группы для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (детский сад № 25);
8 специальных групп (ясли-сады №№ 7, 35, 39, 98);
4 интегрированных группы (ясли-сады №№ 45,79, 94, 104);
28 пунктов коррекционно-педагогической помощи (ясли-сады №№ 7, 17, 22, 34, 36, 39,41, 44, 51, 55, 56, 59, 61, 62, 69, 70, 72, 79, 80, 81, 83, 86, 89, 94, 98, 99, 104, ДЦРР № 5).

 

Центральное место в сопровождении учащихся с ОПФР занимает коррекционно-развивающая работа, направленная на исправление или ослабление нарушений развития каждого ребенка.

 

Основной задачей общего среднего образования является обеспечение качества образования, социальной и профессиональной мобильности личности.

В прошедшем учебном году педагогические коллективы учреждений образования решали задачи повышения качества образования посредством:

внедрения профильного обучения и допрофильной подготовки;  

совершенствования образовательной среды;

применения информационных технологий в образовательном процессе;

создания условий для всестороннего развития одарённых и талантливых детей, а также задачу повышения экономической эффективности деятельности учреждений образования через увеличение наполняемости классов.

Проведённая работа позволила достичь определенных результатов.

По итогам 2016/2017 учебного года качество знаний обучающихся в среднем по району составляет 68,7% (2015/2016 года качество знаний обучающихся в среднем по району составляет 68%).

В 2016/2017 учебном году выпуск 9-х классов составил 927 человек (2015/2016 учебном году – 919 человек), 11-х классов – 719 человек (2015/2016 учебном году – 678 человек).

По итогам аттестации учащихся и сдачи выпускных экзаменов:

69 выпускников получили свидетельства об общем базовом образовании с отличием;

67 выпускников гимназий и школ награждены золотыми медалями;

1 – серебряной;

171 выпускник – похвальными листами «За отличные успехи в изучении отдельных предметов»;

1 учащийся получил свидетельство о специальном образовании (средняя школа № 6).

Одним из путей обеспечения высокого качества образовательных услуг является внедрение на III ступени общего среднего образования профильного обучения, сочетающего изучение учебных предметов на повышенном уровне и проведение профессионально ориентированных факультативных занятий.

В 2016/2017 учебном году в 10-х классах средних школ района профильным обучением было охвачено 298 учащихся (56%), в 11-х – 283 учащихся (51%), организована допрофильная подготовка на II ступени общего среднего образования. Наиболее востребованными были сочетания учебных предметов: физика и математика, русский и иностранные языки.

В 2017/2018 учебном году в школах района профильным обучением охвачено 58% учащихся 10-х классов и при этом расширен спектр сочетания изучаемых предметов. 

Изучение учебных предметов на повышенном уровне на III ступени общего среднего образования в 2017/2018 учебном году:

иностранный язык (средние школы №№ 3, 4, 5, 6, 10, 28, 29, 34, 44);
русский язык (средние школы №№ 3, 4, 5, 6, 11, 22, 28, 29, 34, 44);
математика (средние школы №№ 3, 4, 5, 6, 10, 11, 22, 29, 44);
обществоведение (средние школы №№ 4, 11, 30, 34, 44);
химия (средние школы №№ 3, 4, 6, 28, 44);
биология (средние школы №№ 3, 4, 6, 28, 44);
физика (средние школы №№ 3, 4, 5, 11, 44);
история Беларуси (средние школы №№ 6, 30).

 

На протяжении нескольких лет прослеживается положительная тенденция увеличения классов профессиональной направленности.

Классы профессиональной направленности:

Учреждение общего среднего образования

Профессиональная направленность

Количество

Количество

классов в  2016/2017 учебном году

учащихся в 2016/2017 учебном году

классов в 2017/2018 учебном году

учащихся в 2017/2018 учебном году

Средняя школа № 4

Педагогическая

2
(10, 11 классы)

65

2
(10, 11 классы)

61

Средняя школа №  5

Экономическая

3
(5-7 класс)

77

4
(5-8 класс)

80

Средняя школа № 10

Спортивная

6
(5-10 класс)

187

8
(5-11 класс)

193

Средняя школа № 28

Экономическая

1
(10 класс)

25

1
(10-й класс) 

30

Средняя школа № 29

Экономическая

4
(5-8 классы)

47

5
(5-8, 10 классы)

60

Средняя школа № 30

Правовая

7
(5-11 классы)

159

7
(5-11 классы) 

150

Средняя школа № 44

Военно-патриотическая

2
(10, 11 классы)

48

2
(10, 11 классы)

60

 

В этом году состоялся первый выпуск педагогического класса средней школы № 4, в котором обучались 34 учащихся, 11 из которых (32,4%) поступили на педагогические специальности в высшие учебные заведения.

На базе средней школы № 10 была организована работа 8 специализированных по спорту классов, открыто 7 классов духовно-нравственного воспитания учащихся.

В средней школе № 28 в рамках совместного образовательного проекта сотрудники ИМНС Республики Беларусь по Октябрьскому району проводили с учащимися 10-го профильного физико-математического класса факультативные занятия по основам налогообложения.

В средней школе № 30 функционируют 7 классов (5-11 классы, 159 учащихся), учащиеся которых посещают факультативные занятия правовой направленности (учреждением образования заключены договоры о сотрудничестве с заинтересованными структурами и ведомствами. За последние 9 лет более 60 выпускников учреждения образования стали слушателями высших и средних специальных учреждений образования военного и юридического профилей).

В средней школы № 44 проводится, начатая ещё в 2001 году, подготовка учащихся 10-11-х классов по специализации «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» (порядка 150 выпускников данных классов работают в структурных подразделениях МЧС).

Кроме того, в средней школе № 44 организовано изучение китайского языка для 49-и учащихся 1–9 классов на факультативных занятиях и
158 учащихся – на учебных занятиях в качестве основного иностранного языка (в 2015/2016 учебном году 150 учащихся с 1 по 9 класс изучали китайский язык на факультативных занятиях, 39 учащихся – в качестве основного иностранного).

С этого учебного года в средней школе № 22 для учащихся 1–11 классов на факультативных занятиях будет организовано изучение польского языка. Торжественное открытие кабинета польского языка состоялось 1 сентября 2017 года.

В районе реализуются запросы учащихся и их законных представителей эстетической направленности. Так в школах и гимназиях района организовано проведение факультативных занятий музыкальной, хореографической, художественной и театральной направленностей.

Музыкальная направленность – 4 учреждения (гимназия № 3, средние школы №№ 4, 29, 44);
хореографическая направленность – 2 учреждения (гимназия № 3, средняя школа № 44);
художественная направленность – 2 учреждения (гимназия № 3, средняя школа № 3);
театральная направленность – 1 учреждение (средняя школа № 22).

 

Творчески работают 9 образцовых и народных самодеятельных коллективов, 6 из которых в гимназии № 3. 

Гимназия № 3 (духовой оркестр «Витебские фанфары», вокально-хореографический ансамбль «Перепёлочка», ансамбль эстрадной песни «Ветразь», хор мальчиков, хор девочек «Мечта», студия современного танца «Параллели»;
гимназия № 1(фольклорный коллектив «Зорачка»);
средняя школа № 4 (театральный коллектив «ТеСт»);
средняя школа № 29 (цимбальный оркестр).

 

В учреждениях общего среднего образования функционирует 19 научных обществ с охватом более 900 учащихся.

На базе гимназий №№ 1, 3, средних школ №№ 3, 4, 34 организована работа ресурсных центров для подготовки к участию в предметных олимпиадах.

Занятия по 14 учебным предметам с учащимися, проводят учителя гимназий и школ Октябрьского района, а также преподаватели ВУЗов.

 

Результативно в 2016/2017 учебном году учащиеся гимназии № 1 выступили на республиканских и международных конкурсах и конференциях.

Диплом III степени по результатам Олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность».

Дипломы I и III степени по результатам Республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) по учебным предметам.

 

Самой массовой формой работы с высоко мотивированными учащимися является республиканская олимпиада по учебным предметам.

В I этапе олимпиады приняло участие 8 892 учащихся.

Во II этапе олимпиады – 1 068 учащихся, победителями стали 463 учащихся: 252 учащихся гимназий (54,4%) и 199 учащихся школ (43%).

В III (областном) этапе олимпиады приняли участие 132 человека, 72 из них (55%) стали победителями.

В IV (заключительном) этапе олимпиады приняли участие 29 учащихся по 13 учебным предметам. Всего по итогам заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам получено 13 дипломов по 9 учебным предметам.

 

Благодаря своему таланту, трудолюбию и целеустремленности лучшими на международном уровне стали учащиеся гимназии № 1:

Гаффаров Егор (бронзовая медаль), победитель XIV Международной олимпиады по географии (Сербия, Белград) – учитель Корнеенко Л.Т.;

Корнейчик Марк (бронзовая медаль), победитель XVII Всероссийской командной олимпиады школьников по информатике и программированию (учитель Лактина В.П.).

По итогам работы в 2016/2017 учебном году в банк данных специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов включена информация о 16-и учащихся, которые принесли 19 побед в копилку Октябрьского района.

13 учащихся по результатам республиканской олимпиады по учебным предметам;
2 учащихся по результатам республиканских конкурсов работ исследовательского характера (конференций) учащихся по учебным предметам;
1 учащаяся по результатам республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект»;
1 учащийся по результатам олимпиады школьников союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»;
1 учащийся по результатам Международной открытой олимпиады школьников по программированию;
1 учащийся по результатам XIV Международной олимпиады по географии.

В районе созданы условия для развития спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с различными категориями населения. Вошло в практику проведение круглогодичных спартакиад.

Круглогодичные спартакиады в Октябрьском районе проводятся:
по 11 видам спорта среди учащихся учреждений общего среднего образования;
по 8 видам спорта среди работников учреждений общего среднего образования;
по 7 видам спорта среди коллективов физкультуры предприятий, учреждений, организаций района;
среди учащихся 4-6 классов.

 

Укрепляется спортивная база учреждений. В 2016-2017 годах проведена работа по установке уличных силовых тренажеров на территории 8 учреждений образования района, в том числе в средних школах №№ 3, 6, 22, 28 (работы выполнены за счёт внебюджетных средств). В четвертом квартале 2017 года запланирована установка уличных силовых тренажеров с навесами в средних школах № 11, 44. 

УО «Витебская государственная академия ветеринарной медицины» 4 уличных силовых тренажера;
УО «Витебский государственный технический колледж» гимнастический городок, 6 уличных силовых тренажеров;
УО филиал БГТУ «Витебский государственный технологический колледж» гимнастический городок;
ИПК УО «Витебский государственный технологический университет» 2 силовых тренажера;
ГУО «Средняя школа № 6 г. Витебска» 3 силовых тренажера, навес;
ГУО «Средняя школа № 22 г. Витебска» 3 силовых тренажера, навес;
ГУО «Средняя школа № 28 г. Витебска» 3 силовых тренажера, навес;
ГУО «Средняя школа № 3 г. Витебска» 3 силовых тренажера.

 

Особая роль в процессе формирования и развития личности учащегося принадлежит воспитательному пространству учреждения образования.

Обеспечено проведение долгосрочных массовых акций,

мероприятий месяца гражданско-патриотического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы,

шефской помощи ветеранам, пожилым людям, проживающим в микрорайонах учреждений образования.

 

Особую роль в патриотическом воспитании играют школьные музеи, музейные комнаты, уголки боевой славы, созданные в гимназиях №№ 1, 3, средних школах №№ 5, 6, 10, 28, 29, 30, 34, 44.

В рамках гражданского и патриотического воспитания используется потенциал детских и молодёжных общественных объединений: ОО «БРПО» и ОО «БРСМ».

В последние годы серьезную озабоченность вызывают проблемы, связанные с проявлениями рискованного поведения молодежи, поэтому актуальным в воспитательной работе является формирование здорового образа жизни, безопасного ответственного поведения учащихся, профилактика противоправных действий.

С этой целью в 2016/2017 учебном году в 9 учреждениях образования (гимназии №№ 1, 3, средние школы №№ 3, 10, 11, 22, 29, 34, 44) организованы факультативные занятия по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения «Мы сами», в 6 учреждениях (средние школы №№ 5, 6, 28, 30, 34, 44) – занятия правовой направленности.

 “Исследуя гуманитарное право”(средние школы №№ 5, 6, 28, 30, 44);
“Основы права” (средняя школа № 30); “Правила в моей жизни” (средняя школа № 34).

7 классов (166 учащихся) правовой направленности (средняя школа № 30).

 

В средней школе № 6 продолжается подготовка учащихся-волонтеров в рамках подхода «Равный обучает равного». Во всех учреждениях образования обеспечен свободный доступ учащихся в спортивные и тренажерные залы во внеурочное, вечернее и каникулярное время.

В 2016/2017 учебном году на базах учреждений образования района была организована работа 148 объединений по интересам (2 503 учащихся), в том числе 70 – спортивной направленности (1 110 учащихся).

Всего на базах учреждений образования района, учреждений образования, культуры и спорта города посещали объединения по интересам во внеурочное время 7 685 учащихся (72%) учреждений общего среднего образования района, из них: 3 488 учащихся (32%) – объединения по интересам спортивной направленности.

 

В районе сложилась определенная система работы в шестой школьный день, в каждом учреждении разработана модель шестого школьного дня, созданы условия для организации и проведения культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий.

Должное внимание уделяется и профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма:

учащиеся и воспитанники принимают активное участие в мероприятиях по профилактике дорожной безопасности;

организована деятельность 11 отрядов «Юные инспекторы дорожного движения»;

организовано 13 отрядов «Юные спасатели-пожарные».

 

В учреждениях образования Октябрьского района созданы необходимые условия для всех участников образовательного процесса. Целенаправленная систематическая работа по совершенствованию качества предоставляемых образовательного услуг, выполнение показателей социально экономического развития на высоком уровне являются основанием для занесения учреждений на Доску почёта.

В 2017 году на Доску почёта отдела образования, спорта и туризма занесены гимназии № 1, 3, ясли-сады №№ 35, 36, 72, 83, 94;
на Доску почёта администрации Октябрьского района – дошкольный центр развития ребёнка № 5, средняя школа № 11;
на Доску почёта города Витебска – гимназия № 1;
на Доску почёта Республики Беларусь – гимназия № 1.

 

В учреждениях образования Октябрьского района работают:

23 отличника образования;

2 работника, награждённых медалью «За трудовые заслуги» (Широкова В.Т., директор гимназии № 1, Матвеева Л.В., заместитель директора гимназии № 1);

2 работника, имеющих Почётное звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь» (Широкова В.Т., директор гимназии № 1, Суходолова С.Г., учитель химии гимназии № 1);

3 работника, удостоенных Почётного звания «Человек года Витебщины» (Широкова В.Т., директор гимназии № 1, Матвеева Л.В., заместитель директора гимназии № 1, Моралина А.А, учитель биологии гимназии № 1).

В 2016 году Широкова В.Т., директор гимназии № 1, удостоена звания «Почётный гражданин города Витебска».

 

За три года:

164 работника награждены грамотами и почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь;

298 – грамотами Витебского областного исполнительного комитета;

14 – грамотами областного Совета депутатов.

Так что сегодня у нас есть все основания гордиться педагогическими коллективами учреждений образования Октябрьского района. 

 



 

 

 

Вопрос-ответ Адмiнiстратыўныя працэдуры Кантактная iнфармацыя Электронны зварот Апякунскi савет Платныя паслугi Спонсарам